Размещение объекта торговли на придомовой территории. Это возможно?
Размещение объекта торговли на придомовой территории. Это возможно?
Вопросы, связанные с порядком использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования. На это указывают статьи 44 и 44.1 Жилищного кодекса РФ. Следовательно, для размещения на придомовой территории предприятий торговли или общественного питания, в частности, киоска, ларька, мини-рынка или летнего кафе необходимо получить согласие собственников помещений многоквартирного дома.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 5 декабря 2019 г. №№ 3274-О и 3273-О, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, пришел к выводу о том, что у органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовой территории многоквартирных домов, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь своим источником отраслевое законодательство. Кроме того, при решении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории многоквартирного дома допускается лишь как дополнение к основным видам её благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению.
Данная правовая позиция сложилась у Конституционного Суда РФ при оценке решений нижестоящих судебных инстанций, вынесенных по гражданским делам.
В рассматриваемом деле предприниматели и жители многоквартирного дома согласовали аренду земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, под размещение торговых павильонов. Однако местные власти установили в Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.
ИП и ТСЖ подали административный иск об отмене запрета, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако Верховный Суд РФ в иске отказал, отметив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустройства территории должны регулироваться именно муниципальными правилами благоустройства территории.
В связи с вышеизложенным, несостоявшиеся арендаторы и арендодатели обратились в Конституционный Суд РФ.
По мнению Конституционного Суда РФ, положения действующего законодательства не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.