Прокуратура информирует о конфликте интересов на государственной или муниципальной службе
-
4 июня 2019
Прокуратура информирует о конфликте интересов на государственной или муниципальной службе
В соответствии со ст. 10 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Обязанность служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов закреплена ч.1 ст. 11 Федерального закона, при этом ему необходимо в письменном виде уведомить своего непосредственного начальника.
Однако, не каждая ситуация, связанная с наличием родственных, близких, иных связей, формально указывающих на аффилированность должностного лица с иными лицами, может квалифицироваться как конфликт интересов.
Следует также иметь в виду, что участие в деятельности коммерческой организации, родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.
Необходимо установить следующие признаки:
1. Диспозиция конфликта интересов предполагает исключительно умышленное деяние, поэтому необходимым признаком правонарушения является осознание виновным должностным лицом возможных неблагоприятных последствий, включая наличие выгодоприобретателя.
2. Наличие конфликта интересов должно связываться с реализацией конкретных полномочий, а не абстрактных служебных обязанностей и функций, а также возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения).
3. Возможность извлечения материальной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества должна быть закономерной, непосредственной и реальной реализацией государственным (муниципальным) служащим своих полномочий.
Необходимо помнить о последствиях непринятия служащим мер к урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с ч.5.1 Федерального закона непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководителям государственных и муниципальных образований, государственных и муниципальных органов в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона необходимо предпринимать меры антикоррупционной политики, включающие правовое просвещение служащих, разработку правовых актов, регламентирующих порядок и сроки рассмотрения уведомления работника о конфликте интересов, виды принимаемых решений.
Старший помощник прокурора
юрист 2 класса В.А.Воропаев