Вернуться к обычному виду

Нарушения норм действующего законодательства, допущенные сотрудниками полиции в ходе возбуждения дела об административном правонарушении

  •           Алейской межрайонной прокуратурой в ходе рассмотрения жалобы гражданина А. на действие сотрудников полиции, выявлены грубые нарушения действующего законодательства, допущенные должностными лицами.

              В ходе проверки установлено следующее. 07.03.2015 гражданин А. был остановлен сотрудниками полиции на одной из улиц г.Алейска, в связи с тем, что у данного гражданина имелись признаки состояния алкогольного опьянения. Сотрудниками полиции было сообщено гражданину, что в его действиях усматриваются состав административного правонарушения предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения). Также сотрудниками полиции был произведен наружный досмотр гражданина, предложено пройти в отдел полиции для составления административного материала. В отделе полиции в отношении гражданина А. составлены протокола о доставлении, административном задержании, а также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ. Кроме того, в отношении гражданина было произведено дактиласкопирование.

              Согласно требованиям Федерального закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

    - составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

    - доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте);

    - производить дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

              В соответствии с требования административного законодательства доставлением является  принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. А административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, и может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

              Из материалов по делу об административном правонарушении в отношении гражданина А. следует, что он был доставлен в отдел полиции в целях составления протокола об административном правонарушении, при этом, рассмотрение дела состоялось не в день доставления (07.03.2015), а лишь спустя неделю, в связи с чем, оснований для административного задержания не имелось, поскольку данная мера обеспечения применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

                 Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции» в обязанности полиции входит проведение в соответствии с федеральным законом государственной дактилоскопической регистрации, при этом обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно.

              В ходе проверки установлено, что доказательств, подтверждающих невозможность установить личность гражданина А. иным способом помимо дактилоскопирования, в административном материале не имелось. Более того, из рапортов сотрудников полиции следовало, что гражданин А. свои персональные данные не скрывал и по требованию сотрудников полиции представился, в связи с чем, дактилоскопическая регистрация в отношении гражданина А. была проведена в нарушении норм действующего законодательства.

              Также, в ходе проверки установлено, что сотрудниками полиции был произведен наружный досмотр гражданина А., при этом мера обеспечения как «наружный досмотр» действующим административным законодательством не предусмотрена. Наружный досмотр может производиться в зависимости от обстоятельств только при задержании и доставлении в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений. А поскольку гражданин А. в совершении преступления не подозревался, то и «наружный досмотр» сотрудниками полиции был произведен незаконно.

              Нарушение требований действующего законодательства, допущенные сотрудниками полиции свидетельствует о недобросовестном исполнении своих должностных обязанностей, что повлекло нарушение прав гражданина А.

              С учетом выявленных нарушений, межрайонным прокурором в адрес начальника МО МВД России «Алейский» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства и привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц.

     

    Помощник прокурора

    юрист 1 класса  А.А. Гуляева.

     





    Дата создания: 27.05.2015 05:31:15

Возврат к списку