Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
МО МВД России «Алейский»

Экстремизм – угроза России

  • Глава МВД России Владимир Колокольцев на одном из ведомственных совещаний заявил, что в два раза возросло число уголовных дел об экстремизме в интернете. По словам министра, из сети было удалено свыше 7 тысяч экстремистских материалов, 523 интернет-ресурса закрыли.

    Несомненно, распространение радикальных настроений является реальной угрозой государственности и целостности любой страны. Учитывая все нарастающую активность экстремизма и терроризма в мире, что показывают события во Франции и в других странах, необходимо постоянно противодействовать этим опасным явлениям. 

    В ноябре 2014 года Совет безопасности РФ принял стратегию противодействия экстремизму до 2025 года, где особенное внимание было уделено угрозам проявлений и распространению экстремизма в молодежной среде, в межнациональной сфере и среди мигрантов.

    Если говорить об актуальности темы экстремизма для Алтайского края, то речь больше идет о профилактике. Но, тем не менее, время от времени и у нас возникают преступления экстремистской направленности. И если пять лет назад алтайские правоохранители зарегистрировали только одно преступление экстремистского толка, то по итогам 2014 года – уже 29. Правда, придает оптимизма то, что последние несколько лет в крае не зафиксировано тяжких экстремистских преступлений, большинство выявляемых относят к распространению экстремистских настроений в Интернете. Оценивая же ситуацию в целом, эксперты отмечают, что у нас достаточно эффективно работают правоохранительные структуры.

    Нетерпимость как следствие социального недовольства

    Экстремизм, как правило, проявляется в форме нетерпимости и агрессии, мотивированных социально-экономической ситуацией, – это социальная неустроенность, безработица, недовольство резким расслоением общества на очень богатых и очень бедных людей.

    Социальное недовольство алтайской молодежи (в основном молодые люди не старше 25 лет) чаще проявляет именно в нетерпимости, замечают эксперты Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Алтайскому краю. «Во всем мире молодежь выражает протест, связанный с проблемами занятости, образования, семьи. Но отличие региональных прецедентов в том, что такое недовольство выливается не в конкретные требования по улучшению условий, а в проявления интолерантности», – уверен Алексей Савинов, начальник отдела ЦПЭ.
    Экстремисты находят единомышленников среди тех, кто сам активно ищет встречи с ними. Порой радикалам не важно, против кого объединяться – какой-то национальности или фанатов другой футбольной команды.

    И все-таки чаще правоохранители говорят о преступлениях на почве национальной нетерпимости. В 2014 году аналогичный мотив был установлен в шести случаях.
    Сразу восемь уголовных дел по статьям экстремистской и террористической направленности в прошлом году было возбуждено в отношении группы барнаульских неонацистов, причем трое из них на тот момент не достигли совершеннолетия. Это, однако, не помешало юным радикалам из чувства социальной ненависти распылить в лицо молодому человеку газовый баллончик. Они испытывали ненависть к «лицам неславянской национальности», к российской культуре и истории. К празднику 9 Мая юные радикалы разбрасывали листовки оскорбительного характера в отношении ветеранов Великой Отечественной войны, размещали в Интернете негативные  призывы, напали на кафе узбекской кухни. Это были конкретные, спланированные действия насильственного характера. Раньше их называли скинами (скинхеды), сейчас это некая неонацистская организованная группировка, в которую входили также и несовершеннолетние. В 2015 году дело членов экстремистского сообщества под названием «Правый сектор Западно-Сибирского округа» было передано в Московский гарнизонный военный суд.

    По десяти другим криминальным сюжетам с признаками экстремизма в 2014-м вынесли судебные решения. Половине осужденных присудили исправительные работы с удержанием части зарплаты, штраф назначили в двух случаях, еще двоих наказали условными сроками, одному предстоит пройти принудительное воспитание. 

    Одной из главных проблем в работе силовиков остается активное, практически бесконтрольное распространение радикальной идеологии в Сети. В среднем почти половина всех выявляемых преступлений связана с публикацией сообщений, изображений и видео на страницах в соцсетях. Эксперты отмечают, что интернет-пространство все еще сложно поддается законодательному контролю, поэтому молодые люди не опасаются публиковать радикальные лозунги, надеясь остаться анонимными. 

    Так, например, в феврале 2014 года суд приговорил студента одного из алтайских вузов к обязательным работам на 120 часов за пропаганду негативного отношения к кавказцам и исламу. Этот 23-летний барнаулец разместил на личной странице в одной из соцсетей текст, впоследствии признанный унижающим достоинство кавказцев. В суде студент свою вину полностью признал.

    Всего в прошлом году возбудили 15 уголовных дел за экстремизм в Интернете: семь – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства и по четыре – за публичные призывы к экстремизму и за пропаганду терроризма, в прошлом году были выявлены впервые. Материалы двух дел находятся на рассмотрении в суде, который в ближайшее время определит наказание, в том числе, для 24-летней жительницы Барнаула за размещение на своей странице в соцсети экстремистских призывов к мусульманам. Максимальное наказание по этой статье – штраф до 500 тысяч рублей или трехлетний заработок, принудительные работы или лишение свободы от двух до пяти лет.

    Угроза безопасности государства
    и общества – вне закона

    В настоящее время в России имеется целый ряд нормативно-правовых актов против распространения экстремизма. Прежде всего, это положения статьи 13 основного закона нашей страны – Конституции РФ, которые «запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». 

    И для России, как многонационального и многоконфессиональном государства, основная внутренняя угроза конституционному строю может исходить от террористических, экстремистских, сепаратистских организаций. 

    Базовый нормативный акт, регламентирующий вопросы борьбы с экстремизмом с перечнем характеризующих его юридически значимых признаков, - федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». 

    Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) также предусматривает ответственность за противоправные действия экстремистского характера (см. справку). В статьях КоАП РФ установлены санкции, позволяющие при их назначении учитывать степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом, личность нарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. 

    В соответствии с примечанием 2 статьи 282.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) под преступлениями экстремистской направленности понимаются «преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Самостоятельные составы преступлений собственно экстремистской направленности изложены в целом ряде статей УК РФ (см. справку). 

    Кроме того, экстремизм охватывает все движения и течения, представители которых для достижения своих целей и взглядов радикального характера прибегают к силовым аргументам: убийству, терроризму, захвату заложников, геноциду и др.

    Справка

    Статьи КоАП РФ: «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» (ст. 5.26 КоАП РФ); «Нарушение порядка официального использования государственных символов РФ» (ст. 17.10); «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ» (ст. 17.2); «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1); «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ст. 20.2); «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» (ст. 20.3). 

    Статьи УК РФ: «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (280); «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (282); «Организация экстремистского сообщества» (статья 282.1); «Организация деятельности экстремистской организации» (282.2) и «Геноцид» (357). 





    Дата создания: 27.03.2017 09:32:20

Возврат к списку