К 10-летию образования Следственного комитета РФ
-
19 января 2021
К 10-летию образования Следственного комитета РФ
Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I. К подследственности этих органов относили в первую очередь дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц[1].
После упразднения следственных канцелярий с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.
Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 -1819 г.г. – Министерства полиции).
В связи с судебной реформой 1860 г. принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах[2].
В ноября 1917 г. институт судебных следователей упразднили. В ноябре 1918 г. образован единый следственный отдел ВЧК, а в августе 1921 г. – следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.
Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество - следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.
Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»[3]. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.
К компетенции Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений, подследственных ранее следователям прокуратуры. В результате реализован основополагающий принцип организации прокурорского надзора: кто надзирает, тот не расследует. Эти преобразования явились закономерным итогом политики четкого определения современного места и роли прокуратуры как надзорной составляющей в системе органов государственной власти.
Сейчас прокурор осуществляет уголовное преследование посредством утверждения обвинительного заключения и поддержания государственного обвинения в суде. В результате разделением функций прокурорского надзора и производства следствия в российской правовой системе достигнут необходимый баланс полномочий, что позитивно отразилось на системе защиты прав и интересов личности на стадии досудебного производства.
Следователь – должностное лицо, главная обязанность которого заключается в производстве предварительного следствия в соответствии с действующим законодательством.
Предварительное следствие осуществляется:
ФСКН (Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков) России;
следователями Следственного комитета РФ;
органами внутренних дел.
Ведомственная принадлежность следственных органов никоим образом не отражается на объеме процессуальных прав и обязанностей следователей. В соответствии со ст. 151 УПК, какая именно структура будет заниматься расследованием дела, зависит от его типа и необходимой компетенции.
Несмотря на то, что главное задачей следователя является изучение и ведение уголовное дела, в его компетенцию входят и другие обязанности.
Например, он может принимать и рассматривать сообщения о подготовке к совершению преступлений или об уже произошедших инцидентах, связанных с противоправными действиями. На основе полученной информации ему разрешатся принимать решение о необходимости возбуждения уголовного дела.
Следователь наделен законодательством РФ следующими полномочиями:
предварительное следствие по делу;
установление и выявление граждан, которые его совершили;
раскрытие преступлений.
При этом он должен установить особенности и обстоятельства, в которых произошел расследуемый инцидент.
У следователя есть широкие права и обязанности, пользуясь которым и он может самостоятельно принимать решения касательно расследования уголовного дела. Но при этом ему также придется лично нести ответственность за ход следствия, его законное и своевременное выполнение. Единственным ограничением, с которым может столкнуться следователь, является УПК, обязывающий его в отдельных случаях получать судебное разрешение. Эта процедура является обязательной, если будет ограничена неприкосновенность:
личная;
имущественных прав;
частной жизни;
жилища;
временного отстранения обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 Конституции РФ.
На основе ч. 4 ст. 221 УПК, если прокурор примет решение вернуть уголовное дело следователю, он может обжаловать такое решение после того, как на это даст свое согласие руководители следственных органов, которые имеют более высокий статус.
Следователь-криминалист – должностное лицо, уполномоченное вести предварительное расследование по возбужденному делу, а также предпринимать следственные и процессуальные меры, получив поручение вышестоящего руководства.
Его главное отличие от обычного следователя заключается в том, что он вправе подключаться к расследованию преступлений, которыми занимаются другие следственные органы и структуры. При этом уголовное дело не будет обозначено как его производство.
Подобные действия возможны только в том случае, если руководитель следственного органа выпишет на это письменное разрешение.
Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет, установлены статьей 16 Федерального закона № 403-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации». В число квалификационных и иных требований входят:
требования к гражданству;
требования к уровню специального образования;
требования к профессиональным и личностным (моральным) качествам;
требования к состоянию здоровья;
требования к возрасту и стажу работы по юридической специальности;
иные требования (ограничения при приеме на службу).
Требования к гражданству:
- сотрудниками Следственного комитета могут быть только граждане Российской Федерации.
- гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Требования к уровню специального образования:
- сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане, получившие высшее юридическое образование[2] по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;
- на должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.
Сейчас Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей. Деятельность следственного ведомства строится на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия.
Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.
Создание единого следственного органа на сегодняшний день является целесообразным, в связи с тем, что объединение всех органов следствия повысит эффективность работы, а так же по причине того, что отсутствие единого руководителя приведет к разобщенности органов предварительного расследования.
Это также позволит значительно увеличить число раскрываемости преступлений, повысить эффективность деятельности следствия в целом.
Следователь Алейского межрайонного
следственного отдела следственного
управления Следственного комитета РФ по
Алтайскому краю
лейтенант юстиции
Ю.Н. Крестникова
[1] Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации: борьба с коррупцией и возмещение от нее ущерба // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2018. №1 (19). с. 9-13
[2] Бастрыкин А.И. Следственный комитет России: общая характеристика деятельности // Юридическая мысль. 2020. № 4 (120). С. 113–132.
[3] Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 15.